Гражданско-патриотическое воспитание начинается в семье. Без семьи невозможно полноценное воспитание человека. Здесь формируются его лучшие качества, созревает личность.Семья является моделью общества, в которой и с помощью которой ребенок осваивает историю, духовную культуру, традиции народа, свою родословную.
Родители, род, Родина, народ – неслучайно однокоренные слова. Это формула гражданского патриотизма, в основе которой лежит чувство Родины, ответственности и солидарности.
Семья составляет основную воспитательную среду ребёнка и выполняет следующие функции:
- обеспечение диалога между поколениями в формировании личности;
- привитие любви к родному краю, преданности памяти своих предков;
- формирование знаний о генетических корнях своей семьи, рода, фамилии;
- обеспечение здорового образа жизни.
Родители должны осознавать свою воспитательную роль и нести ответственность за воспитание детей. Родители обязаны обеспечить условия для развития ребёнка, заниматься воспитанием детей, правильно строить отношения с детьми, сотрудничать в воспитании детей со школой и другими учреждениями.
Обычно родители организуют жизнь ребёнка на основе своих житейских представлений, подчиняясь общей организации жизнедеятельности своей семьи, личным потребностям и возможностям.
На развитие ребенка влияют социальные условия жизни:тип семьи (полная, неполная, многодетная, малодетная), её качественные характеристики (благополучная, неблагополучная);в городе или селе проживает семья; отношение к самому ребёнку в семье.
Важным условием работы с подрастающим поколением является ориентация на активную совместную деятельность детей и взрослых.
Важным средством воспитания патриотических чувств является пример родителей. Пример – наглядный способ действия, который служит образцом для подражания. Авторитет родителей основывается на их личном социально одобряемом поведении, образе жизни, убеждениях, моральных качествах гражданина Отечества, человеческих качествах отца и матери, исполнении обязанностей члена семьи.
Есть белорусские семьи, в которых в различных формах и с помощью многообразных средств ведётся работа, связанная с патриотическим воспитанием детей на основании многих источников (книг, журналов, газет, кино- и телефильмов, воспоминаний ветеранов войны и труда). В гражданско-патриотическом воспитании детей в семье неоценима роль произведений литературы и искусства. Художественные образы произведений литературы, кино, театра, живописи, скульптуры возбуждают у сыновей и дочерей чувство любви и благодарности к героям своего народа, отдавшим и отдающим себя и свои жизни во имя Родины, во имя будущих поколений.
Привлечение детей к совместной деятельности со старшими, а именно сбор вторичного сырья, участие в волонтерских и благотворительных акциях, способствуют росту активности, самостоятельности, формирует самосознание и ответственность перед другими.
Походы и экскурсии родителей вместе с детьми по родной стране, поездки в музеи, театры при активной позиции родителей также способствуют выработке патриотических чувств.